Осетинское искуcство

Уникальность, особенность музейного собрания – в существовании отдела осетинского искусства, который начал формироваться в сороковые годы и сегодня позволяет проследить историю становления и развития визуальной культуры Осетии (свыше 3000 единиц хранения). В этом отделе выделяется коллекция осетинского примитива: скульптура Сосланбека Едзиева и живопись Xаджумара Сабанова. В разделе пластики особый интерес представляет коллекция скульптур учеников Александра Терентьевича Матвеева – Сосланбека Тавасиева и Давида Дзантиева.
В разделе осетинской живописи, графики, скульптуры заслуживают особого внимания произведения основоположников профессио¬нального искусства Коста Хетагурова, Махарбека Туганова, АзанбекаДжанаева, Сосланбека Тавасиева. Достаточно полно собрано творчество художников последующих поколений — Аслагирея Хохова, Юрия Дзантиева, Батра Калманова, Хсара Гассиева, Казбека Хетагурова, Шалвы Бедоева, Магомета Чочиева, Магреза Келехсаева, Батраза Дзиова, Мурата Кабулова, Валана Харебова, Виталия Цховребова, Таймураза Айларова, Жоржа Гасинова, Евгения Шугаева, супругов Эльбруса и Ирины Цогоевых, Мурата Джикаева, Валерия Цагараева, Аслана Арчегова, Юрия Побережного, Николая Василенко и др.
Осетинская скульптора, занявшая особое место в истории не только национального искусства, но и российского искусства, представлена именами братьев Дзантиевых, Надежды Баллаевой, Сергея Санакоева, Чермена Дзанагова, Бориса Шанаева, Владимира Хаева, Бориса Тотиева, Лазаря Гадаева, Михаила Дзбоева, Николая Нестеренко, Заурбека и Виталия Дзанаговых, Амирана Баликоева, Юрия Кцоева, Аслана Кучиева, Алана Корнаева, Руслана и Станислава Тавасиева, Казбека Наскидаева, Сергея Цахилова и др.
Декоративно-прикладное искусство — еще один раздел, охватывающий протяженный отрезок времени (ХIХ – ХХ вв.): это коллекция изделийнародных мастеров (ювелиров, резчиков по дереву, кузнецов), работхудожников, самостоятельно сформировавших свой стиль (Ибрагима Тезиева, Агубе Икаева, Даурбека Цораева),основоположников профессионального прикладного искусства Юрия Атарова, Ольги Малтызовой, Маирбека Царикаева, Алексея Цараева. Коллекция произведений мастеров ДПИ 80-90-х годов интересна обращенностью к национальной архаике и символике, поиском новых выразительных форм и оригинальных технических средств воплощения.Это росписи по ткани и эмали Людмилы Байцаевой, пластика в бронзе Вадима Джиоева.

Коллекции отдела «Осетинское изобразительное искусство»:

— Осетинское искусство конца XIX – 30-е гг. ХХ века
— Осетинское искусство в 40-50-е гг.
— Осетинское искусство в 60-70-е гг.
— Осетинское искусство 80 – 2000- х гг.

Осетинское искусство конца XIX – 30-е гг. ХХ века
Коста Хетагуров, Махарбек Туганов (Портрет А. Шанаева, «Чермен», «Старик Гаглоев»), Сосланбек Тавасиев (раннее дерево, камень), Давид Дзантиев («Сидящий юноша»)

Осетинское искусство в 40-50-е гг.
Махарбек Туганов (серия иллюстраций к эпосу), Сосланбек Тавасиев (Эскиз к памятнику Салавату Юлаеву), Аслангирей Хохов (2 листа – эпос, 1 лист из «Гизельской трагедии», Азанбек Джанаев (неск. листов «Эпоса»).
Скульптура: Сергей Санакоев, А. Дзантиев, Чермен Дзанагов.

Осетинское искусство в 60-70-е гг.
Батр Калманов «Одевание невесты», Юрий Дзантиев «Возвращение с покоса», «Портрет братьев Дзантиевых», Хсар Гассиев «Айсай-аназай», Умар Гассиев «Портрет Г. Дзагурова», Ю. Бигаев (линогравюры), А. Пономарь,
Р. Хасиева. Б. Шанаев, Б. Тотиев, Д. Цораев, Н.Баллаева, Л. Гадаев, М. Дзбоев.
ДПИ – А.Икаев, О.Малтызова, М.Царикаев,

Осетинское искусство 80 – 2000- х гг.
Казбек Хетагуров, М. Чочиев, Э. Саккаев, Ш. Бедоев, М. Келехсаев, М.Кабулов, Б.Дзиов, В. Харебов, Е. Шугаев, Х.Сабанов, У. Козаев, З. Валиев,
Ю. Абисалов, А.Есенов, Р. Каркусов
Э. Цогоев, М. Джикаев, В. Цагараев, Ю.Побережный, Аслан Хетагуров
Ю. Кцоев, С. Цахилов, А. Корнаев, З. Дзанагов, Р. и С. Тавасиевы, А. Баликоев, А. Кучиев.
Л. Байцаева, В.Джиоев.

40-50 годы

60-70 годы

80-2000-е годы

 

Конец 19 века — 30-е годы 20 века