Память

16 мая 2015, 18:56

Великая Отечественная Война глазами осетинских художников и скульпторов.

14 работ, которые надо знать, стоит увидеть и необходимо запомнить.

Совместный проект сайта гражданской журналистики gradus.pro и художественного музея им.М.Туганова.

 

1. Махарбек Туганов «Бой в Алагирском ущелье»

(Из собрания Национального музея Республики Южная Осетия)

На живописном полотне основоположника осетинского современного искусства запечатлен один из эпизодов битвы за Кавказ. В сентябре 1942 года, потерпев поражение у Эльхотовских ворот, немцы начали наступление на Осетию со стороны Нальчика. Заняв Чиколу, Дигору, Алагир, гитлеровцы рвались к Военно-Осетинской и Военно-Грузинской дорогам.

В Алагирском ущелье враг был остановлен, в частности и силами ополченцев.

 

туганов3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Казбек Хетагуров «Ожидание» (Из собрания художественного музея им. М.Туганова)

Работа автобиографическая, это воспоминание из военного детства, где «ожидание» было ключевым словом в жизни ребенка, женщины, старика… Мальчик на переднем плане — сам Казбек Хетагуров в окружении любимых родных: деда, бабушки и братьев. За спинами героев осетинское село, где-то вдали угадываются очертания гор…, целый мир, ждущий вестей и не теряющий надежды.

 

В D81_9114 copy(1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  Батраз Дзиов «Шли солдаты» (Из собрания художественного музея им. М.Туганова)

В тонких, воздушных мирах Батраза Дзиова тоже идет война. Осетины уходят на фронт строем, по залитым солнцем холмам. Дороги многих из них затеряются в облаках…

 

R001-003

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Мурат Джигкаев «Возвращение» (Из собрания художественного музея им.Туганова)

Этот графический лист хочется рассматривать и рассматривать. Посвящен он победе и долгожданному возвращению солдат домой. Сценки радостных встреч, играющие дети, ликующие всадники, торжество и радость… Но, сколько бы зритель не радовался вместе с героями переднего плана, взгляд его рано или поздно скользит вверх, туда, где на холме, на фоне неба, спиной к нему стоят женщина и мальчик…

 

 

Джигкаев норма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

Аслан-Гирей Хохов «Гизельская трагедия» (Из собрания художественного музея им. М.Туганова)

Трудно поверить, но разрушенные, пылающие дома на рисунке Хохова – это селение Гизель. У художника есть целая серия работ, посвященная битве за Владикавказ, тяжелым, кровопролитным боям в Гизели.

 

хохов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Заурбек Абоев «Всадник не вернулся»  (Из собрания художественного музея им. М.Туганова)

Зеленые, бархатистые, такие узнаваемые склоны Куртатинского ущелья. Красная лента на ветру — в Фиагдоне ведь всегда так ветрено… Заурбек Абоев запечатлел открытие памятника Войнам-куртатинцам. Война еще свежа в памяти, и люди, по сути, собрались на траурный митинг.

 

 

В D81_9045 copy

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Батыр Калманов «Портрет генерал-полковника Хаджи-Умара Мамсурова» (Из собрания художественного музея им. М.Туганова)

Парадный портрет легендарного «полковника Ксанти», памятник которому в этом году был открыт в испанском городе Фуэнлабрада. Во время гражданской войны в Испании советский разведчик Мамсуров был главным советником штаба республиканской армии и стал прототипом главного героя известного романа Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол» — Роберта Джордана.

 

мамсуровХаджимурат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Николай Кочетов «Генарал-полковник Исса Плиев» (Из собрания художественного музея им. М.Туганова)

Одно из главных действующих лиц Великой Отечественной Войны — советский военачальник, генерал армии, дважды герой Советского Союза.

Ценность этого портрета в отсутствии официоза и идеализации. Удивительный этюд с натуры, в котором особенно поражают светлые, живые глаза Исса Александровича.

 

 

плиев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Борис Шанаев «Наказ отца» (Из собрания художественного музея им. М.Туганова)

Борис Шанаев участвовал в обороне Севастополя, прошел немецкий плен.

Ни в названии скульптуры, ни в образах нет даже намека на официальный заказ. Носитель национального духа Борис Адильгиреевич Шанаев вложил в свою работу традиционное осетинское представление о чести и вере присяге. Это наказ идти до конца, без страха и сомнения.

 

 

шанаев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Вадим Каджаев «Память. Братья Газдановы»

Магомед, Махарбек, Хаджисмел, Дзарахмет, Созырко, Шамиль, Хасанбек… Семь братьев Газдановых и мать их Тассо. Когда в дом Газдановых принесли седьмую похоронку – все село Дзуарикау оделось в траур.

Как удалось Вадиму Каджаеву соединить в своей работе живое тепло и леденящий холод…?

 

 

братьяГаздановы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Валерй Цагараев. Из серии иллюстраций к поэме И.Гурджибековой «Горы помнят»

(Из собрания художественного музея им. М.Туганова)

Завораживающая, мистическая графика Цагараева: солдат и мир который сложен из детских воспоминаний, тяжелой реальности, надежды и постоянного присутствия смерти.

 

 

цагараев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Юрий Бигаев «Война» (Из собрания художественного музея им. М.Туганова)

Графический лист содержит предостережение, предупреждая о том, как важно помнить историю. Сгущенная метафоричность композиции близка языку плаката: «Это не должно повториться!»

 

 

R002-004

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Виталий Цховребов «Вести, но какие?»

(Из собрания художественного музея им. М.Туганова)

Зимний вечер в одном из высокогорных сел Южной Осетии. Шесть старух в свете луны можно было бы принять за тени, но головы и спины их покрыты снегом. Старухи замерли, им некуда спешить… и время остановилось. Сейчас все зависит от маленькой девочки с двумя косичками. От вестей, которые лежат в ее толстой сумке почтальона…

Будет ли утро?

 

цховребов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Сосланбек Едзиев «Уастырджи»

В 1943 году выдающийся осетинский скульптор, представитель «наивного искусства», Сосланбек Едзиев создает в селении Синдзикау памятник грядущей победе. Это уникальный, наверное единственный в своем роде монумент Победе в Великой Отечественной Войне.

 

 

Едзиев_3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основную часть произведений можно увидеть в залах Художественного музея им.М. Туганова, на выставке посвященной 70-ти летию Победы в Великой Отечественной Войне «Достойная память».

 

Дзерасса Биазарти