Выставка Сосланбека Едзиева

09 июля 2015, 12:28

 

В художественном музее им. М.Туганова во Владикавказе открылась выставка Сосланбека Едзиева, посвященная 150-летию со дня рождения скульптора. Произведения Едзиева приобреталась в музейные фонды начиная с 40-х годов ХХ века.

Сосланбек Едзиев (1865-1953) — выдающийся осетинский скульптор, представитель «наивного искусства», резчик по дереву и строитель, автор мемориальных памятников (цыртов), резных посохов и чаш.

 

 

33333

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начало музейной коллекции было положено Махарбеком Тугановым. Именно он способствовал тому, чтобы личность Едзиева была по достоинству оценена общественностью, а художественное наследие сохранено.

Благодаря личному участию Туганова музейные фонды пополнились работами: «Женщина с хворостом», «Автопортрет с молотом», «Женщина с ношей» и многими другими.

 

11111

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 70-х —80-х гг сотрудник художественного музея Кромвель Биазарти привез из научных экспедиций ряд других выдающихся работ Едзиева: «Женщина в гроте», «Скорбящий ангел», «Мужчина в черкеске с ружьем», а также несколько резных, деревянных посохов. Тогда же, была проведена и серьезная искусствоведческая и исследовательская работа, в ходе которой были выявлены работы художников из окружения Сосланбека Едзиева, также работающих в направлении «наивное искусство».

Именно в музее скульптуры Едзиева прошли реставрацию, т.к. некоторые из них поступили в фонды разбитыми с утерянными фрагментами. Реставрационные работы были проведены сотрудником музея, известным скульптором Юрием Кцоевым.

Выступая на открытии выставки замдиректора художественного музея им. М. Туганова, известный исследователь творчества Сосланбека Едзиева — Людмила Бязрова отметила, что «Едзиев является предтечей современной осетинской скульптуры, а вовсе не «народным мастером», которым его зачастую пытаются представить. Все существующие и известные формы и области скульптуры были им освоены. Он создавал скульптуру как монументальную, так и мемориальную, станковую, декоративную-прикладную, малую пластику, создавал даже сюжетные декоративные рельефы, как архитектурный элемент, да еще и строил дома».

Станковая, сюжетная скульптура Едзиева дополнена в экспозиции фотографиями мемориальных цыртов, находящихся на старых кладбищах селений Синдзикау и Ход. Фотографии эти сегодня уникальны, так как сделаны более тридцати лет назад, и памятники, запечатленные на снимках, во многих случаях претерпели необратимые изменения, образы, изображенные в камнях превратились в призраки, а в некоторых случаях и вовсе безвозвратно утеряны.

 

22222

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Известный современный осетинский скульптор Людмила Караева живет сегодня в том пространстве и в том мире, где находятся работы Едзиева. Она как никто другой знает каждый камень сохранивший следы резца великого мастера и вынуждена с болью наблюдать процесс уничтожения памятников.

«Проблема конечно в том, что камень, из которого сделаны цырты Сосланбека Едзиева разрушается от дождя, солнца, травы. И конечно ситуацию надо спасать, так как мемориальные работы скульптора исчезают прямо на глазах», сказала Караева.

Доктор исторических наук, профессор Руслан Бзаров, признался, что является поклонником и зрителем гения Едзиева и поздравил всех с юбилеем скульптора:

«Значение творчества Сосланбека Едзиева — это значение эпохи национального возрождения. Музей им. Туганова является главным спасителем и хранителем наследия Едзиева, и люди, которые здесь собрались, стоят многих и многих тысяч других, потому что они несут в себе очень важные достижения и понимания», — отметил Бзаров.

Ценность выставки неоспорима. Она помогает реконструировать и собрать воедино весь мир, который был создан Сосланбеком Едзиевым. Чистый, особенный мир удивительных художественных образов. Совершенно гармонично и удивительно в музейной экспозиции этот мир дополняют два великолепных живописных полотна: знаменитый «Пир Нартов» классика осетинского искусства Махарбека Туганова и «День поминовения» известного современного осетинского живописца, живущего в Москве — Игоря Лотиева.

Подобная выставка, как и любая представляющая работы основоположников осетинского искусства, должна быть частью постоянной экспозиции. Но, к сожалению художественный музей не располагает такими возможностями, часть экспозиционных площадей по-прежнему используется как хранилище. Поэтому юбилейная выставка Сосланбека Едзиева будет экспонироваться лишь до конца августа.

 

Дзерасса Биазарти

          http://sputnik-ossetia.ru/North_Ossetia/20150709/297691.html