Теплый вечер

22 ноября 2015, 02:16

 

19 ноября в залах художественного музея состоялось открытие выставки произведений заслуженного художника РСО-Алания Софьи Кодоевой-Пироевой. Член Союза художников России, преподаватель республиканского Лицея искусств представила ретроспективу своего творчества в живописи (отчасти известной зрителям по многим выставкам, публикациям) и рисунке, раскрывающем автора впервые. Многочисленными гостями вернисажа стали коллеги Софьи Юрьевны, ученики, поклонники ее творчества.

Емко и точно определил достоинство Софьи, как художника, один из ее педагогов, профессор СОГУ, действительный член Российской академии художеств Шалва Бедоев:

«Cерьезное постижение в студенческие годы технических приемов, выразительных средств художественного языка и стремление довольно рано проявлять свою творческую независимость, позволили Пироевой сформировать свой стиль уже к завершению учебы в вузе. Ее картины, пронизанные энергией, построенные на контрастах или решенные в единой цветовой гамме, легко узнаваемы, они притягивают внимание зрителя».

Название выставки родилось из самих работ, среди которых есть композиции, развивающие подобную тему. Но, помимо непосредственного изображения вечера, завершающего день или отмечающего конец лета, «теплый вечер» в нашем подсознании символизирует и семейный круг, домашний очаг, который является знаком материнского тепла и любви, символом защиты. В семье художников Софьи Пироевой и Михаила Кодоева растут три дочери, все они также увлечены искусством, старшая – уже на профессиональном уровне; будучи дизайнером, именно она стала автором афиши и пригласительного билета к маминой выставке.

Картины Пироевой привлекают лиризмом, загадочностью женских образов, которые могут синтезировать отвлеченные понятия, такие как «Лето», «Закат», «Весна», «Мечта», а могут отражать конкретные наблюдения натуры, преображая, например, портретный этюд подруги в живописную метафизику ее души художника, сложной и рефлексирующей («Ната»). Иногда в образах-символах возникает отражение лика автора («Летний день»). И конечно, завораживает, покоряет портрет дочери (Александры), увиденный Софьей сквозь снежную вуаль.

 

Чтобы понять всю серьезность работы автора над пейзажем и натюрмортом, нужно видеть пленэрные этюды Софьи (на выставке их совсем немного). В ее живописных этюдах гор, в изображении трав, букетов полевых цветов, деревьев есть та самая «живая», трепетная природа, которую легко наблюдать, любить, но трудно языком традиционного визуального искусства отразить по-своему. Еще сложнее, отрешившись от «впечатлений», сконструировать мир природы по законам гармонии форм и пространственных планов. Сложно структурированный, мажорный и заразительный своей позитивной энергией «Натюрморт с желтой бутылкой» дает классический пример выразительности образов, по принципу контрастов: темный предмет на светлом фоне, теплый, оттененный холодным. Подобие форм, различных по своей материальной сущности (складки ткани и конусы перчиков), и различие объемов семейства сосудов, — это те «азы» художественного языка, которым преподаватель обучает своих учеников. Но не у каждого учителя наглядный пример бывает столь ярким и «говорящим».

Приветливость, мягкость, снисходительность и терпение – качества характера Пироевой-педагога, помогающие формировать в учениках веру в себя. Солнечность, теплота, гармония, согласие — те импульсы, которые посылают нам ее работы, не оставляя без благодарного отклика сердца зрителей.

Выставка продлится до 12 декабря.