Персональная выставка Константина Кокаева
Персональная выставка Константина Кокаева
Известно, все талантливые люди способны выразить себя в различных видах художественного творчества, независимо от профиля полученного ими профессионального образования. Поэтому художник-дизайнер Константин Кокаев, представленный в залах художественного музея имени Махарбека Туганова уже второй экспозицией пленэрной живописи, вызывает понимание зрителей. Посетители музея – те, кто уже видел его картины и те, кто впервые знакомится с творчеством художника, с большим интересом открывают для себя не только «нового» живописца, но теперь и скульптора.
К живописи Константина Кокаева напрашивается определение «импрессионистическая» или пленэрная. Каждая композиция трогает не только характерностью, выразительностью запечатленного мотива, в котором зритель готов «узнать» уголок пригорода, замеченного где-то дворика, сквера, но и прекрасно выбранным ракурсом, на пределе приближения к предмету изображения или смелым сдвигом точки зрения вниз, в сторону. Так, например, скучная, сплошная стена дома, целиком захватившая пространство в пейзаже «Утро» (2013), словно прищуривается своим единственным окном под двускатной крышей, чтобы разглядеть из-за стволов деревьев поднимающееся солнце. Высоко поднятый горизонт и взгляд на деревянный забор через цветущую лужайку («На окраине села»), приближает нас к миру природы, делает ее частицей.
Импрессионизм Кокаева не буквальный, не связанный, на самом деле с соблюдением всех особенностей работы на природе. Он используется как концепция, цель которой — открыть глаза современному жителю города на красоту и неповторимость мира, заставить увидеть то, мимо чего равнодушно мы каждый день проходим и поверить, что открытие принадлежит нам самим.
Скульптура Константина поначалу кажется неожиданной (неуместной), будто она из другого пространства, из иного измерения. Хотя сама по себе очень своеобразна: простейшие деревянные болванки, словно заготовки для матрешки или кокэси (японской куклы), оживлены с помощью цвета, выразительно намеченных черт лица, ладоней.
Интересно сравнить метод создания образа из обобщенной деревянной формы профессиональным художником с приемами самодеятельного резчика, использующего «причуды» природы, подобно Сосланбеку Тлатову (1905-1970). Кстати, его выставка открыта сегодня в отделе природы, филиале национального музея РСО-Алания. Если народный мастер ищет в наростах, изгибах, отростках веток и корней дерева «готовый» образ (для чего необходима, конечно, незаурядная фантазия), то профессионал в области манипуляций чистыми формами, каковым и является дизайнер, режиссирует композицию, дополняя ее необходимыми деталями, наполняет ее эмоционально с помощью цвета, и работая над фактурой. Но главное, придает выразительность фигуркам, намечая мелкими, точными штрихами нахмуренное лицо Подозрительного («А чё вы тут делаете?»), кокетливую гримаску Елизаветы Михайловны, погруженных в свои мысли героев «Доколе», «Осень». Цветовое решение скульптуры, создающее неповторимый эмоциональный строй каждой композиции – это тоже почерк автора, элемент его стиля, позволяющий принять забавные, трогательные объемные образы как органичную часть экспозиции. Тонкая ирония, особое трепетное отношение к детским образам и яркий и запоминающийся мир фантастических животных – все это непременно надо увидеть своими глазами.
Выставка продолжит работу до 9 сентября. Приглашаем школьников, детей с родителями и всех, кто любит мир природы и фантазии.