Братство свободных художников «Тибул»
В залах музея представлена выставка творческого объединения «Тибул». В этом году «братство свободных художников» отметило свое тридцатилетие. Выставка продлится до 15 января.
О возникновении художественного объединения «Тибул» хорошо помнят мастера изобразительного искусства, сформировавшиеся в конце 80-х – 90-е годы и зрители, которые открыли для себя в тот период необычное братство. Оно возникло в противовес официальному Союзу художников, объединив мастеров различных творческих устремлений, профессионалов и любителей, людей зрелого возраста и совсем молодых. «Тибул» тогда размещался в небольшом домике на улице Горького рядом с городским парком. Невозможно было пройти мимо этого дома, привлекавшего витринами с занятными, необычными поделками, свежими этюдами, приветливо приглашавшего на свои выставки. Экспозиции знакомили и ошарашивали зрителей произведениями, изделиями, проектами столь разномастной группы художников, что сразу нельзя было понять: отсутствие ли это критериев отбора, стремление ли предоставить зрителю широкий выбор работ для приобретения или настоящая свобода самовыражения и демонстрация творческой толерантности братства.
Это был интересный период развития искусства, когда стали доступны книги о художниках-модернистах, когда в Москве и Петербурге состоялись первые выставки кубизма, экспрессионизма, поп-арта. В практике художественного творчества осетинское искусство также должно было «прожить», «переварить» опыт формотворчества авангарда, пройти через эксперименты конструктивизма. Такую возможность, в частности, и предоставил «Тибул».
Организатором, «душой» объединения стал Михаил Кодоев, прирожденный педагог, общественник, лидер (без намека на авторитаризм).
Именно он сумел не только стать стержнем, собравшим вокруг себя таких разных художников, как народный мастер Ахсарбек Бериев (создатель не только занятных изделий из коряг и корней, но и автор потрясающих по выразительности портретных рисунков), сюрреалист, автор серии картин-притч Джумбери Хетагури (получил известность и как кузнец-оружейник, выполнив доспехи, щиты, акинаки, боевые топорики, воссоздавшие формы кобанского, скифского и сарматского оружия), кубиста Игоря Бондаренко, драматического художника Елену Торопову, наделявшую своих героев глубиной внутренних переживаний, и многих других авторов, которые непременно потерялись бы в мире безграничного равнодушия официоза, формальных требований к художнику для определения его статуса.
Интересно, что из круга «тибуловцев» вышли и сегодняшние известные мастера, члены Союза художников России: Роберт Каркусов, Ахсар Ахполов, Элла Егорова, Наталья Паронян, Рита Хасо. На выставке, посвященной 30-летию «Братства свободных художников», они представили свои работы раннего периода, связанного с «Тибулом» и работы поздние, созданные недавно. Своей поэтической незавершенностью, утонченной красотой цвета и фактуры ранние произведения этих живописцев вполне соответствуют романтическому духу художественного объединения.
Сам магистр братства предстал как автор ассамбляжей, арт-объектов, рисунков. Члены его семьи, супруга Софья и дочь Валерия – авторы тонких романтических рисунков. Прекрасны монументальной обобщенностью и выразительностью пластической формы ранние образы Софьи Кодоевой-Пироевой.
Думается, самим экспонентам интересно и важно взглянуть на себя молодых: энергия, зажженная вдохновением, иногда трогает сильнее, чем холодное тиражированное мастерство.
В музейной экспозиции Кодоев возро-*дил принципы ранних выставок «Тибула»: смешение всех стилей, нарушение правил монтажа, когда часть работ расставлена у стен или даже лежит на полу, а подиумами и разграничителями пространства служат ящики, старинные двери. Концепция проекта находит выражение с помощью обыденных вещей, собранных в своеобразные натюрморты: свеча и лампа, кувшин, стеклянные сосуды с водой, музыкальные инструменты – трубы символизируют этапы, ступени становления художника, проходящее через «озарение», воспламенение, которое может разжечь огонь творчества, а может и спалить творца. Вода – вхождение в свое «русло», помогающее преодолевать трудности движения, но и таящая опасность впасть в инерцию штампа. «Медные трубы» — последняя и самая опасная ступень — испытание славой, известностью.
Члены братства, похоже, справились со всеми искушениями. Подлинные члены творческого содружества они воспринимают друг друга, как коллеги, соучастники «мистерии о жизни и смерти», без соперничества и зависти.