Юбилейная выставка Лицея

18 апреля 2018, 20:06

Юбилейная выставка работ преподавателей и выпускников Республиканского лицея искусств.

  Республиканский лицей искусств на выставке, развернутой в художественном музее имени Махарбека Туганова, знакомит с творчеством своих педагогов и выпускников. Если учесть, что большинство  из  лицеистов продолжили и завершили  образование в СОГУ имени К.Л.Хетагурова, на живописно-педагогическом  отделении  факультета искусств, можно считать  их  сегодня  соучастниками формирования современной  национальной художественной школы.

Отделение изобразительного искусства   отличается  особой атмосферой свободы   творчества,   формированием в каждом ученике веры  в свои  возможности. Здесь поощряются  дерзание и эксперименты, общение преподавателя и лицеиста никогда не сводится к уставным рамкам «обучающего» и «обучаемого» —  в школе царит  полное доверие «мастеру», восторг перед его знаниями и опытом, умение и желание учителя этим опытом поделиться с учеником. На уроках изобразительного искусства важны  индивидуальные  творческие наклонности  каждого ученика.

Основу педагогического  коллектива отделения ИЗО сегодня  составляют  заслуженные работники  искусств РСО-Алания  Наталья Григорьевна Осокина и Наталья Николаевна Королева, стоявшие у истоков создания программ и методической литературы для  отделения ИЗО, и такие известные  мастера, члены Союза художников, как  Роберт Кавдинович  Каркусова   и Ахсар Эльбрусович Есенов, живописцы, определившие  характер современной  осетинской  картины, создавшие декоративно-символическую композицию, метафизические пейзажи и натюрморты. Занимаясь со старшеклассниками лицея, они немало способствуют  выбору молодыми людьми дороги в  профессиональное творчество.

Заведующий отделением изобразительного искусства —  Р. К.  Каркусов, активно и плодотворно  работающий художник,  создавший свою систему пластических координат мира.  В живописи он использует  тонкую цветовую вибрацию, особое построение композиции, подчеркивающее плоскость холста и свою концепцию понимания Осетии как горного края, находящегося в самом центре мироздания.

А. Э. Есенов –  мастер, который воссоздал на своих полотнах  наш старый город, сохранив в композициях  сам дух Владикавказа.Остроумны и метафоричны его натюрморты: абсурдность масштабов вещей и предметов напоминает об условности, иллюзии нашего зрительного восприятия.

Сравнительно недавно в педагогический коллектив лицея вошла Фатима Касполатовна  Цаллагова, блестящий мастер акварели, художник, умеющий воссоздавать легкими и точными касаниями кисти прозрачность воздуха, омытого дождем или призрачность архитектурных объемов, проступающих сквозь пелену тумана. Навыкам классической технике она обучает сегодня старшеклассников.

Наталья Николаевна Савадян-Паронян – одна из тех педагогов, кто ведет уроки прикладного искусства. Обучая детей работе с глиной, она и сама выполняет выразительные, обобщенные в духе народной пластики скульптурки. Ее станковые картины,  выполненные  в стилистике  народного примитива, с точно подмеченными деталями старого Владикавказа,  словно  отраженные в  наших снах детские воспоминания. Не удивительно, что ученики Натальи Николаевны  так легко  передают характер осетинского танца в скульптурном рельефе, умело создают  особый типаж и настроение своих кукольных персонажей, сшитых из лоскутов.

Одна из первых выпускников лицея,  Софья Юрьевна Кодоева-Пироева,сегодня сама здесь преподает, являясь любимым учителем и непререкаемым авторитетом для ребят,   успевая работать в своей мастерской и участвовать в художественных выставках. Ее картины привлекают  лиризмом, загадочностью  женских образов, которые могут синтезировать отвлеченные понятия, такие как «Лето», «Закат», «Весна», «Мечта», а  могут отражать конкретные наблюдения натуры, преображая, например,  портретный этюд подруги в живописную метафизику ее души, сложной и рефлексирующей.

К числу  первых  выпускников Лицея, успешно реализовавших свои дарования в разных видах художественного творчества,  относятся Роберт Бердиев, Арсен Дзбоев, Виола Ходова. Экспрессивное авторское видение реальности и своеобразное  прочтение таких  понятий, как «временное» – «вечное»в картинах Бердиева  воздействуют на зрителя  пластической весомостью  живописной фактуры и метафорическим  решением пространства.

Арсен Дзбоев– представитель талантливой плеяды скульпторов, заявившей о себе  на рубеже двух столетий. Чуткое, особое восприятие мира птиц, животных, художественный стиль и семантика образов, заимствованная  им из пластов архаики, соединяются в причудливых формах его  бронзового бестиария.

Виола Ходова- лауреат национальной театральной премии «Золотая Маска» 2000 года и лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства 2003 года, получила высокое признание, и осталась в истории осетинского искусства, прежде всего, как автор идеи, режиссер-постановщик и художник  спектакля «Арвайден» («Небесное зеркало»). Смелая контрастность цвета,  авангардность форм и  символика  элементов  костюмов стали художественным прорывом  в осетинском театральном искусстве, осуществленном Виолой Ходовой.

Давид Харебов – один из немногих современных художников, работающий в жанре  портрета.  Для создания  автопортрета или образов друзей Давид прибегает к заимствованию костюмов и атрибутов с  картин  старых мастеров,  иногда используя  исторические реминисценции в ироническом ключе. Этот прием способствует выявлению в  каждом из  героев    скрытого, иногда не вполне реализованного дара, желания, претензии.

Анастасия Евграфова и  Наталья Абаева  – ученицы   Есенова и восприемники его стиля. Но свой собственный художественный язык каждая формирует в решении   разных задач.    Декоративные, почти абстрактные структурно-пластические элементы пейзажей Натальи Абаевой, завораживающие своей бесконечной повторяемостью и изобретательной  вариативностью нашли продолжение в ее эмалях.

Анастасия Евграфова внесла в искусство то лирическое начало, которое свойственно женскому  восприятию жизни:  мир, построенный  из вещей, вызывающих беспокойство и тягу «к перемене мест», чемоданы, которые временно становятся подставками для домашних вещей,  цветы, которые живут недолго, но остаются в нашей памяти как неотъемлемое украшение интерьера.  Героиня  в картинах играет  различные роли, но представляется зрителю как разнообразные ипостаси автора, серьезного, мечтательного, приветливого и бесконечно женственного.

Оллана Айларова,  окончив   живописно-педагогическое отделение  факультета искусств СОГУ имени К.Л.Хетагурова, продолжила образование на живописном отделении Духовной Академии Троице-Сергиевой лавры. Сегодня она –  профессиональный художник-иконописец,  одна из реконструкторов образов аланских святых,  автор статей о религиозной живописи, иконографии  христианских сюжетов.

Вадим Енверович Пухаев –  организатор выставок, в которых принимают участие преподаватели Лицея,  в том числе и зарубежных, дизайнер рекламных и выставочных  изданий. Тонкий, думающий художник, эволюция  стиля которого шла  от живописных картин-притч, исполненных иронии и пессимизма к образам философским, историческим реминисценциям, к своеобразно представленной концепции «игры, как манипуляции человеческим сознанием».

Среди молодых  преподавателей Лицея есть и представители известных  творческих фамилий –  это Зарина Абисалова, Стелла Каркусова, Зарина Кумаритова. Хорошо, что они  сохраняют творческую независимость и каждая из них, утверждая свой круг тем, образов, ведет и поиск своего стиля.

Опытные педагоги с солидным стажем работы и новые преподаватели – представляют сегодня дружный коллектив, обладающий  единым видением системы преподавания  основ изобразительного искусства в школе. Несмотря на различие собственных творческих методов, подходы к воспитанию юных художников здесь общие: исходить от возрастной  психологии ребенка, его индивидуальных данных, любить, помогать, требовать и радоваться общим успехам. Учить детей  и учиться у них.