«Возвращение» Виктора Решетникова
Во Владикавказе, в Северо-Кавказском филиале Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» проходит выставка керамики Виктора Решетникова, художника ставшего одним из известных мастеров современного дизайна, автора оригинальной, узнаваемой по стилю керамики и арт-объектов, участника многих отечественных и международных выставочных проектов.
«Возвращение» — название выставки точное и неоднозначное. Виктор – наш соотечественник, он родился во Владикавказе, учился здесь в детской художественной школе и скульптурном кружке Дворца пионеров, на художественно-графическом отделении педагогического училища. Здесь, после учебы в ВХУ имени В.И. Мухиной (Ленинград) и Государственном художественном институте Эстонской ССР (Таллин), в 1980 году он представил свою первую персональную выставку в художественном музее имени Махарбека Туганова.
В Осетии это был первый концептуальный проект, задуманный для конкретного пространства – кубического в своем объеме и изолированного от остальных экспозиционных залов. Идея проекта – становление и развитие мастера через увлечение чистотой форм, «открытых» им в наследии русского авангарда, стремление наполнить их пластику выразительностью и многослойностью объемов, метафорическими смыслами, литературными аллюзиями. Открытием вчерашнего студента стала его функциональная керамика, в которой Виктор традиционным формам бокала (нуазœн) и чаши для пива (кæхц) придал звучание современных предметов. Его сервизы «Баркад» и комплекты бокалов утверждали, что обрести стиль, найти свое место в прикладном искусстве, можно в синтезе (ритуальной) этнической посуды с современным требованием красоты, реализованной в ясных и пластически выразительных объемах, в безупречном качестве исполнения и сдержанной красоте цветового решения.
Превращение зала, с избытком украшенного орнаментом, в изолированное пространство с помощью перегородок, освещения и деление экспозиционного пространства на три цветовые зоны, позволило создать направленное движения зрителя для восприятия авторского замысла.
Несомненно, что в первом проекте 1980 года были заложены почти все виды последующих художественных задач Виктора Решетникова, с которыми нас знакомит выставка «Возвращение». Это и будущий интерес к фракталам в его геометрических модулях студенческого периода, и приведение к композиционной статике асимметричных форм, представляющих тему развития. Свободно поставленная арка с колоколом — «Памяти Джону Донну» стала предтечей будущих инсталляций и арт-объектов.
В вазах и декоративных керамических формах Решетникова, которые сегодня являются главными смысловыми и цветовыми акцентами дизайнерских решений пространства, привлекают открытие чистые тона, которые появились и были столь важны в геометрических настенных абстракциях первой выставки.
***
Возвращаться к истокам не рекомендуется: ты не найдешь в прошлом ни своей улицы, ни своего учителя, тебя разочарует твое первое увлечение, поразит уменьшение масштабов музея, в котором прошла твоя первая выставка. Ты не столкнешься с призраками прошлых творческих союзов (начинаний), вообще ни одна тень не потревожит твой сбитый и беспокойный сон гостя в случайных интерьерах временного приюта, так как прошлое не держится за «место», «пространство», а привязано к памяти, к сердцу. Оно поначалу следует за странником, рассыпаясь со временем, как потрескавшаяся эмаль, нанесенная неопытной рукой на поверхность керамического сосуда, его разметает ветер перемен и отбрасывает в небытие стремление изменить все: себя самого, свою судьбу, свое творчество, свое окружение.
И все-таки иногда прошлое становится витком временной спирали и ты оказываешься в нем, как во сне. И вроде бы, какой смысл вести двести коробок, наполненных хрупким грузом трудов нескольких десятилетий, через полстраны, чтобы на месяц показать всего частицу своего сегодняшнего «я»?
Но, собранные в новом пространстве творения мастера, новые в парадоксальном отрицании формы для ее «не-использования в быту», яркие, позитивные, предлагающие загадки в самой своей конструкции, (например, «Радуга», увидеть которую может только зритель, не поленившийся вступить в игру с выставочным объектом) – это нечто новое, зрелое и настолько технически совершенное, что встреча с автором воспринимается не только как возвращение старого знакомого, но и как замечательный итог полувекового труда-творчества, как зрелость мастера. И вызывает гордость за успехи у друзей, бывших одноклассников, коллег по принадлежности к прикладному творчеству и просто к искусству, так как настоящее искусство не делится на виды и направления. Оно, несомненно, привлекает и зрителей: от ребенка, который почему-то увлекся именно фракталами Решетникова и пытается создать свои структуры бесконечного деления, и до хозяйки галереи, украсившей свою руку браслетом и перстнем сетчатой конструкции из проволоки, в честь автора.
И снова Решетников демонстрирует свое видение пространства экспозиции как цельность миропорядка в царстве чистых форм и высоких отвлеченных идей, лишенных эгоизма чистого потребительства.
И совсем не случайна оброненная художником, совершившим это возвращение-паломничество в город своего детства, реплика, как итог: «Я словно никуда и не уезжал».
Искусствовед, заместитель директора Художественного музея имени Махарбека Туганова Людмила Бязрова.
В публикации использовались фотоматериалы с сайта художника https://www.vreshetnikov.ru/, а также со страницы «Северо-Кавказского филиала Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» в fB.