Коллекция русского искусства конца XIX — начала ХХ века

12 марта 2019, 22:24

 

 

В собрании художественного музея имени Махарбека Туганова одна из наиболее цельных и насыщенных коллекций — «Русское искусство конца Х1Х – начала ХХ века». Лучшую ее часть составляют произведения живописи и графики представителей художественного объединения  «Мир искусства» и членов «Союза русских художников» (акварели и рисунки Александра Бенуа, Евгения Лансере, Сергея Малютина, Филиппа Малявина, живопись Николая Рериха, Бориса Кустодиева, Константина Коровина, Алексея Степанова, Леонарда Туржанского, Сергея Виноградова, Станислава Жуковского, Петра Петровичеваи др.).  Достойно представлены  ведущие мастера второй половины –конца 19 века:  И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. А. Серов,Е. Д. Поленова, И. И. Левитан,  В. Е. Маковский и К. Е. Маковский, В. К.Бялыницкий-Бируля,  — пусть не знаменитыми своими произведениями, а скромными этюдами, эскизами, пленэрными пейзажами, портретами, но наделенными узнаваемым авторским стилем, пристрастием к определенным мотивам. Трудно не узнать горящие ночными огнями пейзажи Коровина, эмоционально заразительные пейзажи Леонарда Туржанского и Бялыницкого-Бирули.  Даже скромный эскиз костюма Врубеля узнаваем по образу героя и фантазийности решения его одежды.

2-го марта в Москве, в залах Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки открылась выставка «Великие русские художники из музеев России», посвященная эпохе русского модерна. Известное своим вниманием к наследию русского искусства и традициям национальной художественной школы, учебное заведение С. Андрияки собрало в стенах выставочного помещения произведения из многих российских музеев. Приглашение принять участие в уникальной экспозиции получил и художественный музей имени Махарбека Туганова.

Из 25 произведений музейного собрания, предоставленных на выставку  Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки,  9  происходят из коллекции художника-реставратора Сафонова, оказавшегося во время Великой Отечественной войны во Владикавказе.  Это  «Осень» И. Э. Грабаря, пейзажи К. А. Коровина, С. Ю. Жуковского, И. И. Левитана, А. Н. Бенуа, Л. В. Туржанского, рисунок  И.Е.Репина «Портрет врача  А. Н. Шибановой». Коллекция, собранная профессионалом с хорошим вкусом, знатоком русской живописи,  впервые  приоткрывается для широкого  зрителя.

Некоторые  произведения собрания  заслуживают быть особо представленными.

 

Репин  Илья Ефимович (1844-1930).

Портрет актера, драматурга и режиссера Ратова (Сергея Михайловича Муратова. 1866-1924).1910

Х., м. 67х44.

Справа вверху:  1910 г. И. Репинъ

Получено из ленинградской Государственной закупочной комиссии Комитета по делам искусств при Совнаркоме  СССР в 1939 г.

Инв. № 45-ж

И. Репин. Портрет актера Ратова.

В  художественном музее имени Махарбека Туганова есть два живописных портрета И.Е.Репина первой трети ХХ века. Они представляют  почти не исследованный  период в творчестве  великого художника.  Репин-живописец, вопреки установившемуся мнению в советском искусствоведении,   не был  безразличен к поискам новых  художественных средств в работе над образом. Они для него были интересны  и в  экспериментах западноевропейских художников,  и в  творчестве его  младших современников, учеников.

Портретное творчество Репина  в начале ХХ века, прежде всего связанное с работой над этюдами к грандиозному полотну «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), представляет собой настоящий взлет, достигает поразительной живописной свободы. В портретах  профессора С. О. Грузенберга (1916-1917) и  актера, драматурга и режиссера В.Д. Ратова, из собрания музея имени М.Туганова, Репин закрепляет опыт использования новой пластической и цветовой выразительности в  лепке  головы, рук, воткрытом звучании цвета одежды в сочетании с контрастным нейтральным  фоном.

Гротескность образа  Ратова, необычный ракурс его фигуры, нарочитость  позы,  «цепляющий»  взгляд героя не оставляют зрителя равнодушным.   Мимические морщины лица, складки розовой драпировки и, особенно, сцепленные  кисти рук написаны рельефными мазками, придающими особую живость и психологизм  характеру актера.

Ратов – сценический псевдоним известного в театральных кругах актера, драматурга, режиссера и автора  статей о театральном искусстве Сергея Михайловича Муратова. Физическая ущербность актера – его горб, заметный и на портрете, не мешала Ратову играть комические и характерные роли в театрах Петербурга и провинциальных городов.

Репину не могла не импонировать личность актера, его  естественная  способность в качестве модели«держать» выражение лица, позу и жест. Возможно, идея написать портрет возникла стихийно и тогда понятным становится импровизированный костюм  из наброшенной на Ратова розовой драпировки, которая напоминает плащ героя-резонера, балагура  и является необходимым цветовым пятном для выделения лица.

 

Любимов Александр  Михайлович (1879-1955).

Портрет сестер  Кавос.  1906

Х., м. 142х90.

Слева внизу:  1910 г.  А. Любимови полустерто: 1906

Получено из  Государственного Русского музея  в 1940 г.

Инв. № 34-ж

А. Любимов. Портрет сестер Кавос.

Александр  МихайловичЛюбимов  — уроженец Курской губернии. Учился в Высшем художественном училище при Академии художеств  у И. Е. Репина. Сотрудничал  в дореволюционных сатирических журналах.  И в советское время известен в большей мере как график. Живописных произведений  Любимова  сохранилось немного. Тем более интересен  портрет сестер Кавос, созданный в 1906 году  –  его художественная концепция соответствует эпохе рубежа столетий, она близка  композициям Валентина Серова.

По форме своей – это заказной  парадный портрет, каким он представлялся  знатокам и любителям  живописи  начала ХХ столетия.  Сестрыизображены почти в полный рост во время прогулки по заснеженному городу. Их милые, румяные от мороза  лица, оттененные мехом, схожи и в то же время заметна разница в возрасте. Движение создается  небольшим наклоном фигур вперед и усиливается беспокойством собачки, рвущейся в противоположную сторону из руки  старшей сестры, держащей ее за ошейник. Особенность репрезентативного портрета – в обращении к зрителю – соблюдена, но она смягчается сюжетной  мотивацией.

Художник  прекрасно выдерживает степень визуализации: передает характер меха, прописывая ворсинки на свету и сплавляя  краски в тенях, оставляя нетронутым холст в бликах и на теле собаки.  Слабее выполнен фон –  монотонность и грубоватая четкость в повторе  жердей ограды и стены дома за спиной девушек, придает ему формальный характер.

 

 

 

Рерих Николай  Константинович(1874-1947).

Жертвоприношение.Конец 1890 — начало 1900-хгодов.

Картон, гуашь, пастель. 68, 5х58,5.

Слева внизу монограмма: Н.Р.

Получено  из Госфонда СССР в 1939 г.Инв. № 330-г.

Произведение  принадлежит к раннему периоду творчества художника, его увлечению Древней Русью и славянским язычеством. Это изображение языческого капища и сцена принесения в жертву (солнцу или божеству плодородия)  быка. Рерих стремился  реконструировать материальный и духовный пласт древнеславянского язычества и в живописи и в текстах. В его ранних публикациях есть «сказ», своей поэтикой близкий русским символистам, «Старые» — о мудрецах, хранителях знаний.  Цветовые представления художника об этом времени выражались определениями «яркая, берендеевская». А его лучшее воплощение  этой темы – знаменитые «Заморские гости», «Славяне на Днепре», «Капище».

 

Поленова Елена Дмитриевна (1850-1898).

Отрок Варфоломей. Эскиз к картине.Конец 1880-х – 1898

Б., акварель. 46х32.

В центре внизу: Е. Поленова.

Получено из Госфонда СССР в 1939 г. Инв. № 173-г.

Е. Поленова. Отрок Варфаломей.

Елена Дмитриевна Поленова —  скромная сестра своего знаменитого брата Василия Дмитриевича Поленова.  Она сумела облечь в новую форму русскую сказку, раньше других русских художников   воплотить ее  в иллюстрированной книге для детей.

В 1939 году из Госфонда СССР мы получили акварель Е. Д. Поленовой под названием «Сказка».  Конечно, это не сказочный сюжет, а хорошо известный эпизод из жития Преподобного Сергия Радонежского, история о встречи отрока Варфоломея, будущего инока Сергия, с монахом-схимником, которая предопределила его будущее. Сравнение напрашивается и с картиной М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Оба художника заинтересовались  этой темой  одновременно.   Наша акварель – один из эскизов композиции «Отрок Варфоломей»,  над которой работала Елена Дмитриевна.

Почему акварель назвали «Сказкой»? Скорее всего, в годы гонения на церковь, когда и Нестеров вынужден был отойти от духовной картины, переключившись на портретную живопись, для графического листа, отправляемого на периферию, во вновь создаваемый музей, спокойнее было придумать нейтральное тематическое обозначение. Да и известна Елена Дмитриевна была в советские годы как иллюстратор сказок.

 

 

 

 

 

Врубель Михаил Александрович (1856-1910)

Остроухов Илья Семенович (1858-1929)

Царевич Гвидон. Эскиз костюма к опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».  1900 (?). Б., кар, акв.35х19

М. Врубель. Царевич Гвидон.

Внизу подпись характерным для Врубеля стилизованным шрифтом: Царевичъ Гвидонъ

Слева вверху надпись: Работа М. А. Врубеля  И. Остроухова

Получено из Госфонда СССР в 1939 г. Инв. № 167-г

Этот рисунок повторяет эскиз костюма царевича Гвидона к опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка  о царе Салтане», выполненныйВрубелем в 1900  году также карандашом и акварелью,  находящийся в Государственном центральном театральном музее имени  А. А. Бахрушина. Размер  эскиза 19,4х9,7

Рисунок  Бахрушинского  музея, который в два раза меньше нашего эскиза, более обобщен, с меньшей разработкой орнамента.   В нем иная форма передней части плаща, приподнятого согнутой в локте  правой рукой, вперед выдвинута левая нога. Но образ тот ж, что ив рисунке нашего музея: круглое лицо с большими глазами, короткими усиками, черные, курчавые, закрывающие мочки ушей волосы, островерхая шапка, с которой спускаются до плеч длинные подвески.

Похожие образы молодых героев можно увидеть и в рисунках костюмов Грязного к опере Римского-Корсакова «Царская невеста» (1899), княжича Юрия к опере Чайковского «Чародейка» (1900). Не очень понятно,  в чем заключается  роль Остроухова в создании нашего эскиза.

 

 

 

Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович (1872-1957)

Народный художник РСФСР и БССР, действительный член Академии художеств СССР.

Осень. 1908

Х., м. 106х82

Справа внизу: В. Бялыницкий-Бируля 1908.

Получена из ГРМ в 1940 г. Инв. № 27-ж        

Родился на Могилевщине. Учился в Киевской рисовальной школе, в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1889-1897)  у С.А.Коровина, В.Д.Поленова, И.М.Прянишникова. С 1908 г. – академик.

С 1899 г. – экспонент, с 1904 —  член  Товарищества передвижных художественных выставок. Мастер лирического пейзажа.

Его картины отличаются цельностью колорита, тонкостью цветовых оттенков.

В. Бялыницкий-Бируля. Осень.

«Осень» — одна из лучших картин художника,   выполненная  в период творческой зрелости, в год, когда Бялыницкий-Бируля получил звание академика. Не случайно эту картину не раз воспроизводили в печати, в частности,  в журнале «Юный художник».  Состояние покоя, тишины, умиротворенности  возникает благодаря  композиционной симметрии: в отношении неба и земли к горизонту, правой и левой сторон  склона, поросшего  травой, к  разделяющей его  дорожке. Центральный ствол дерева, растущего среди плотно посаженной группы  дерев, продолжает  вертикальную линию дорожки,  которая на вершине косогора пересекает горизонтальный бугор, создавая рисунок (форму) креста.

«Распятое»,  на холсте пространство  создает  ощущение  не только простора, глубины, но  и движения: ветер, качает ветви деревьев, рассыпает желтые листья, ломает высохшие цветы, взбиваетволнами бегущие облака.Чем дольше смотришь на эту картину, тем сильнее охватывает тебя волнение –  в пейзаже есть тайна, которую скрывает от нас край земли. Что откроется человеку, если он поднимется по каменным ступеням к зеленой скамье?  Река?  Водоем? Лесные дали?  Почему-то кажется, что река. Ее своеобразным отражением служат небесные «волны».

Цветовая гамма картины способствует  эмоционально пронзительному  восприятию природы в прощальный период ее осеннего угасания, когда на фоне серого неба предельно ярко вспыхивают желто-оранжевые листья, когда в зелени травы  преобладают ржавые оттенки,  а деревья против света становятся серо-синими тенями.

Большинство пейзажей  конца 19-начала 20 века из собрания нашего  музея  отличает свежесть  воспроизведения  натурных  мотивов,  — многие из них создавались на пленэре. Но при этом поразительна их композиционная  завершенность, та цельность, которая возможна только, если художник не копирует буквально объект наблюдения, как бы через «рамочку»,  а сознательно корректирует  пространство,  соотношение планов, находит выигрышную точку зрения и усиливает цветовую доминанту,   сближает цветовые контрасты  или интонирует настроение с помощью свето-теневых отношений.

 

Грабарь  Игорь Эммануилович (1871-1960).

Осень. 1915

Х., м.  63х82

Справа внизу: Игорь Грабарь Октябрь 1915 г.

Приобретено в г. Орджоникидзе (Владикавказ) у В.В. Сафоновой  в 1946  г.

Инв. № 210-ж

 

И. Грабарь. Осень.

Живописец, историк искусства, один из  создателей реставрационных мастерских и организаторов охраны  памятников искусства и старины.

Окончил юридический факультет Петербургского университета (1893). Учился а Академии художеств (1894-1896) у И. Е. Репина и в школе  А. Ашбе в Мюнхене (1896- 1898).  Входил в объединение «Мир искусства» (с 1901) и «Союз русских  художников (1903-1910).  Один из самых ярких представителей русского  импрессионизма.

«Осень», приобретенная у В. В. Сафоновой из коллекции, собранной ее отцом, стилистически близка постимпрессионизму, любовь к  этому  направлению культивировалась в Мюнхенской студии Антона Ашбе. Хотя в первой трети ХХ века  Грабарь пишет в манере, близкой импрессионизму, а   пленэрный характер этюдов, картин характерен для его живописи в дальнейшем, в «Осени» он обращается к методу письма, близкому фовизму. Использование обобщенных пятен локального цвета и контрастов дополнительных тонов можно воспринимать как дань периоду ученичества и творческого становления. Но гораздо важнее увидеть в этом пейзаже принцип  эмоционального восприятия мира, метод колористического единства на основе соотношений холодных и теплых тонов, тени и света, те приемы, которые определяют позитивное, восторженное отношение художника к природе.

 

Коровин Константин Алексеевич (1861-1939)

Париж. Вечер после дождя.1902

К., м.  52х70,5

К. Коровин. Париж. Вечер после дождя.

Слевавнизу: Const. KorovineParis1902.

Приобретено в г. Орджоникидзе (Владикавказ) у В.В. Сафоновой  в 1947  г.

Инв. № 275-ж

Учился  в  Московском училище живописи, ваяния и зодчества с 1875 по 1886 г.  у  А.К. Саврасова  и В.Д. Поленова. В 1882 учился в Академии художеств. Член объединения «Мир искусства», Союза русских художников.

Мастер  пленэра, яркий представитель импрессионизма в России.

В пейзажах, исполненных в 1900-х годах, во время поездки во Францию, объединенных  общим названием «Парижские огни», нашел свою тему, необычную для французского импрессионизма – изображение жизни ночного города. Общее с  французским пейзажем  — фрагментарность  композиции, отрывистый мазок,  размытые контуры.   Но темперамент  русского художника сказался в повышенной интенсивности цвета, в стихийной импульсивности мазка, приподнятости эмоциональной окраски.

Более поздняя работа Коровина «Старая Москва»   написанная  в Москве в 1913 году, также как и  другие семь этюдов и картин нашей  коллекции   — результат собирательской  деятельности  коллекционера Сафонова.

 

 

Туржанский Леонард (Леонид) Викторович (1875-1945)

Париж.  Уголок Москвы. 1917

К., м.  48х63

Справавнизу: Л.Туржанскiй.

На обороте: «Морозное утро».Л.Туржанскiй 1917 г.

Приобретено в г. Орджоникидзе (Владикавказ) у В.В. Сафоновой  в 1946  г.

Инв. № 227

Л. Туржанский. Уголок Москвы.

Родился в Екатеринбурге. Учился в Училище технического рисования барона Штиглица, Строгановском училище, а с 1898 по 1907 г. – в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (у К. А. Коровина, А. С. Степанова). С 1906 г. – экспонент, в 1911-1912 гг. – член Товарищества передвижных художественных выставок. С 1912 г. – член Союза русских художников. Автор небольших пейзажей-этюдов, нередко изображающих скромную красоту деревенской природы.

К лучшим картинам Туржанского относится  «Уголок Москвы» из собрания нашего музея. Плотный фактурный мазок вместе с контрастным сопоставлением освещенных и теневых сторон дома,  сарая, сугроба, «лепят» конструкцию и  создают осязаемость предметного мира. Яркие оранжевый и охристый цвета кирпичного дома и деревянной пристройки в старом московском дворике вызывают ощущение тепла, приподнятого настроения. Здесь даже вороны, собравшиеся на куче сметенного снега, рады солнцу.

 

 

 

Бязрова Л.В.