День музея
18 мая День музея.
Для наших постоянных зрителей ко Дню музея мы подготовили презентацию двух картин Махарбека Туганова: «Всадники» и «Вид селения Хвце в Южной Осетии». Это дар известного предпринимателя и мецената Владимира Петровича Туганова. Эти произведения предполагалось ввести в экспозицию, посвященную 80-летию музея. Но выставка, подготовленная к юбилею музея для знакомства публики с дарами любителей искусства и официальных организаций, составивших важный пласт в формировании нашего собрания, не состоялась, так как музей весь юбилейный год был закрыт на ремонт. Мы, несомненно, ее развернем позже, но последнее подношение музею хочется показать именно сегодня, во-первых в знак благодарности Владимиру Петровичу, во вторых, чтобы представить работу по атрибуции произведений, вновь поступающих в наши коллекции.
Обе картины относятся к последним годам жизни Махарбека Туганова, обе они имеют авторскую подпись и датировки: пейзаж – 1948, а композиция -1951 годами. Но эти несколько лет были заполнены разными заботами. В конце 40-х Махарбек работал над книжными иллюстрациями, трудился над картинами, заказанными Юго-Осетинским краеведческим музеем, в частности над «Посвящением коня покойнику». В конце 1949 — начале 1950 он приступил к «Пиру нартов» и у него не стало времени отвлекаться на другие композиции. И перебрался он для этого во Владикавказ. Но с Южной Осетией расставаться не думал: там была его квартира в центре города на улице Сталина и мастерская, заполненная работами, там оставался и работал его сын.
Пейзаж написан, возможно, с натуры, а может использован один из большого числа этюдов, которые художник привозил из своих путешествий по Осетии, — такой мотив не придумаешь: розовато-коричневые глина и камни крутого склона, по которому вверх взбирается вереница елей. В глубине, возле реки деревянные строения – скорее всего, водяная мельница. На небе плотные, озаренные солнцем облака.
«Всадники» — авторская реплика известной картины «Скачки «Аламта» 1946 года, находящейся в Цхинвальском музее. Вместо мотива исполнения сакрального обряда – состязания, в которых разыгрывались как призы вещи покойного и поминальные угощения, Туганов использовал композицию для иного сюжета: здесь всадники, скачущие галопом, преследуют мужчину на белом скакуне. Все они расположены, как и на первой картине, только вместо азарта соперничества персонажи одержимы гневом и желанием догнать, наказать, отомстить. Все другие элементы пейзажа воспроизведены в точности: центр картины расположен между крупом коня беглеца и головой коня второго всадника, за которым движется, стремительно несется остальная масса преследователей, зрительный перевес которой придает движению особую остроту и драматизм. Вершины гор расположены симметрично – по три заснеженных макушки вокруг зеленого завершения главной центральной горы. Нет в этой композиции ни кладбища со склепами и цыртами, ни приготовленных для победителей стола с угощением и призами. Зато одинокое склоненное деревце слева на зеленом склоне – точное повторение мотива «Скачек». Такую картину (она меньше первоисточника по размерам) художник мог создать за недолгую паузу-перерыв между работой над «Пиром нартов». Мы не знаем, она предназначалась в дар другу или была написана чтобы отвлечься от работы над монументальным холстом. Также нам неизвестно из каких источников и по какому поводу картина появилась на свет, став предметом продажи. Но конец истории этих двух работ счастливый – они стали экспонатами единственного в Осетии художественного музея, а значит — будут сохранены для истории. Также, как и имя дарителя Владимира Туганова.
Селение Хвце Всадники Скачки «Аламта»