День музея

16 мая 2020, 17:50

18 мая День музея.

Для наших  постоянных зрителей ко Дню музея мы подготовили презентацию двух  картин Махарбека Туганова: «Всадники» и «Вид селения Хвце в Южной Осетии». Это дар известного предпринимателя и мецената Владимира Петровича Туганова. Эти произведения  предполагалось ввести в экспозицию, посвященную 80-летию музея. Но выставка, подготовленная к юбилею музея для знакомства публики с дарами любителей искусства и официальных организаций,  составивших важный пласт в формировании нашего собрания, не состоялась, так как музей весь юбилейный год был закрыт на ремонт. Мы, несомненно, ее развернем позже, но последнее подношение музею хочется показать  именно сегодня, во-первых в знак благодарности Владимиру Петровичу, во вторых,  чтобы представить работу по атрибуции  произведений, вновь поступающих в наши коллекции.

Обе  картины относятся к последним годам жизни Махарбека Туганова, обе они имеют авторскую подпись и датировки: пейзаж – 1948, а  композиция -1951 годами. Но эти несколько лет были заполнены разными заботами. В конце 40-х  Махарбек  работал над книжными иллюстрациями,  трудился над  картинами, заказанными Юго-Осетинским краеведческим музеем, в частности над  «Посвящением  коня покойнику».  В конце 1949 — начале 1950 он  приступил к «Пиру нартов» и у него не  стало  времени отвлекаться на другие композиции. И  перебрался  он для  этого во Владикавказ. Но с Южной Осетией расставаться не думал: там была его квартира в центре города на улице Сталина и мастерская, заполненная работами, там оставался и работал его сын.

Пейзаж написан, возможно,  с натуры, а может  использован один из большого числа  этюдов, которые художник привозил из своих путешествий по Осетии, — такой мотив не придумаешь: розовато-коричневые  глина и камни крутого склона, по которому вверх взбирается вереница елей. В глубине, возле реки деревянные строения – скорее всего, водяная мельница. На небе плотные, озаренные солнцем облака.

«Всадники» — авторская реплика известной картины «Скачки «Аламта» 1946 года, находящейся в Цхинвальском музее. Вместо   мотива исполнения  сакрального обряда –  состязания, в которых разыгрывались как призы  вещи покойного и поминальные угощения, Туганов использовал композицию для иного сюжета: здесь всадники, скачущие галопом,  преследуют мужчину на белом скакуне. Все  они расположены,  как и на  первой картине, только   вместо азарта соперничества персонажи одержимы  гневом и желанием догнать, наказать, отомстить.  Все другие элементы пейзажа воспроизведены в точности:  центр картины расположен между крупом коня беглеца и головой коня второго всадника, за которым движется, стремительно несется остальная масса преследователей, зрительный перевес которой придает движению особую остроту и драматизм.  Вершины гор расположены симметрично – по три заснеженных макушки вокруг зеленого завершения главной центральной горы. Нет в этой композиции ни кладбища со склепами и цыртами, ни приготовленных для победителей  стола с угощением и призами. Зато одинокое склоненное деревце слева на зеленом склоне – точное повторение мотива «Скачек». Такую картину (она меньше первоисточника по размерам)  художник мог создать за недолгую  паузу-перерыв  между работой над «Пиром нартов».  Мы не знаем, она предназначалась в дар другу или была написана чтобы отвлечься от работы над монументальным холстом. Также нам неизвестно из каких источников и по какому поводу картина появилась на свет, став предметом продажи. Но конец истории  этих двух работ  счастливый – они стали экспонатами единственного в Осетии художественного  музея, а значит — будут сохранены для истории. Также, как и имя дарителя Владимира Туганова.