Китайский и японский фарфор в собрании художественного музея имени Махарбека Туганова

30 августа 2020, 20:36

Китай подарил миру немало удивительных и полезных вещей: компас, шелк, порох, бумагу и многое другое. Одним из таких достижений древних   мастеров  «Поднебесной» был удивительный по своим качествам фарфор. Технология изготовления фарфора была важной государственной тайной, разглашение которой каралось смертной казнью.    

Попадая в Европу с ХШ века, китайский фарфор, даже его осколки, вставлялись ювелирами в оправу, подобно драгоценным камням. Его высокая стоимость Иране и Индии  поддерживалась мифами о магических свойствах этого материала, способного выявлять присутствие яда в пище или питье.

В Европе и России только в 18 веке были самостоятельно созданы свои  рецепты фарфора. Но до сих пор никто не смог превзойти по качеству совершенные изделия китайских мастеров.

Фарфор производится из смеси каолина (белой глины) и полевого шпата с добавкой кварца или песка. Глазурь, придающая фарфору блеск, состоит из тех же субстанций, что и черепок, только в другой пропорции.

Основные вехи развития фарфорового производства  в Китае по традиции связывают со сменой императорских династий. Так, рецепт фарфоровой массы был получен при императорах  династии Хань (III в. до н.э. – III в. н.э

В эпоху династии Суй и Тан (3-10 вв.)  гончары проводили эксперименты с природным материалом,  варьируя  цвет глины (в нашем собрании – миниатюрная курильница эпохи Тан  из коричневой глины, покрытая прозрачной  глазурью).

Династии Сун и Юань (Х–Х1У вв.) – период расцвет фарфоровой промышленности. Мастерские по изготовлению фарфора  были почти в каждом городе.

В правлении династии Мин ( XIV-ХVII вв.) было освоено производство белого фарфора и получили распространение  два  способа росписи : рисунок минеральной краской (синяя – соли кобальта, красная —  гематит) наносили  на белую поверхность  фарфора предварительно обожженного при 600-800 градусах, затем изделие покрывалось прозрачной глазурью и вновь обжигалось при температуре 1300-1500 градусов  — так называемая подглазурная  роспись. (В нашей коллекции – скульптура Конфуция,  

ХVI в.). Второй способ – роспись поверх  глазури эмалевыми красками  и повторный обжиг изделия. Полихромность достигалась соединением двух способов росписи.  В это время  китайские купцы начинают поставлять в Европу большие партии форфоровых изделий. 

Орнамент, украшающий сосуды из фарфора, разнообразен: пионы и хризантемы, фантастические животные, дракон. Изображения создавались и методом рельефного налепа, гравировки.  Встречаются жанровые сцены, копирующие живопись и узоры шелковых  тканей.

В период маньчжурской  династии Цин (1644-1912)  появились труды о керамическом искусстве. Автором ряда таких  сводов был начальник  императорской мануфактуры, выдающийся керамист и  мастер вазописи  ХУШ века Тан Ин. В частности, он описал 58 типов орнаментации.

В эту эпоху виртуозное мастерство керамистов достигло своей вершины в изготовлении сапфирно-синих изделий на кобальтовой основе. Выпускались великолепные по форме однотонные изделия огуречно-зеленые, красные – «бычья кровь». Преобладают, полихромные изделия с цветным узором, например, «черное семейство»  с многоцветным орнаментом  на глубоком черном фоне (витрина № 8). На изделиях «розового семейства» с блеклыми тонами и нежными переливами оттенков – фигуры придворных и цветы (витрина №  6). В оформление ваз включаются  эмблемы  Восьми Бессмертных, Пяти Блаженств (витрина № 2)  и др.    

В начале  XVI века рецепт изготовления фарфора становится известен в Японии. Японские изделия более яркие и богато украшеные. Хотя по качеству  уступают китайским. Японские мастера добавили  в декор золото (две последние витрины).

В коллекции нашего музея предметов китайского и японского фарфора немного, но все они приобретались не случайно, каждая вещь имеет ценность своей связью с историей культуры Востока. И все они наделены красотой, соразмерностью формы, некоторой загадкой своего происхождения и бытования в конкретной среде далеких от нас времен.