Выставка Сосланбека Едзиева
В Художественном музее имени Махарбека Туганова состоялось открытие выставки Сосланбека Едзиева, посвященной 1100-летию Крещения Алании.
На выставке представлены работы скульптора из собрания Художественного музея и Национального музея РСО-Алания. Заместитель директора художественного музея, Людмила Бязрова рассказывает, что это практически все работы художника, которые удалось собрать и сохранить в коллекциях двух музеев.
«С 1969 года республиканский художественный музей им. М. Туганова осуществил несколько экспедиций по выявлению памятников мастера. В результате этих экспедиций были спасены и сохранены многие работы скульптора. Но надо отметить, что еще с 40-х годов XX века для музея приобретались станковые и декоративные работы Едзиева, по инициативе и непосредственном участии самого Махарбека Туганова», — отмечает искусствовед.

Выставка не случайно приурочена к 1100-летию Крещения Алании, в работах Сосланбека Едзиева раскрыто своеобразие народного христианства. Христианская традиция, которая никогда не прерывалась в жизни осетинского народа, наиболее отчетливо видна в символике надгробных цыртов мастера: в изображении крестов, распятий, ангелов, Голгофы и Святого Георгия. Не случайно «Ангел» Едзиева стал частью официального логотипа 1100-летия Крещения Алании.

Выставка произведений Сосланека Едзиева дополнена произведениями осетинских художников, посвященных легендарному мастеру. Также частью экспозиции являются прекрасные авторские фотографии Владимира Сёмина, сделанные в 70-е годы на старых кладбищах осетинских сел. Фотоработы Сёмина воспроизводят пространство ныне почти утраченное, так как многие изображения на цыртах на сегодняшний день погибли, разрушены арки, предохраняющие стелы от влаги, претерпел изменения, в ходе грубого ремонта, дом скульптора в селе Синдзикау.
На открытии выставки состоялась презентация проекта скульптора Людмилы Караевой «Мост». Скульптор представила зрителям авторский вариант спасения наследия Сосланбека Едзиева.

Справка:
Едзиев Сосланбек Михайлович (1865-1953) – скульптор-примитивист, предтеча современной осетинской мемориальной, декоративной, станковой и монументальной скульптуры.
Родился в высокогорном селе Ход. У отца, каменщика Дзига (Михаила) Едзиева научился мастерству обработки камня, которое сумел применить не только в строительстве, но и в скульптуре. В Ходе он стал известен как создатель мемориальных памятников – на каменных надгробных стелах (цырт) вместо традиционных орнаментальных композиций он помещал фигуры ушедших из жизни людей, выполненных в низком рельефе и раскрашенных. Самая ранняя из сохранившихся стел датирована 1887 годом
Соприкосновение с изобразительным искусством для Сосланбека состоялось через религиозную живопись многочисленных храмов Осетии. В произведениях Едзиева встречаются чаще всего два христианских сюжета: «Голгофа» и «Чудо Георгия о змии». Незначительно варьируясь, они появляются на многих надгробиях, становятся темами декоративных и станковых композиций.
Вероятно, к алтарным преградам церкви села Ход и Алагирского собора восходит решение архитектурного обрамления стелы в виде полукруглой арки на столбах и декоративное украшение этих столбов в виде перевитого жгута.
Позже переплетенные жгуты превратились в косы. Коса обрамляет многие изображения на стелах, превращается в стержень деревянных посохов, навершиями которых служат обнаженные женские фигуры.
Заплетенная коса – предмет магии с оградительными и защитными функциями. Но коса напоминает змею. Сопоставление этих двух образов дают произведения скульптора. В его посохах (ладзаг) ствол представляет собой косу, или орнаментальную ленту, обвивающую стержень ладзаг по спирали, либо змею, оплетающую петлями своего тела фигурки стоящих друг над другом людей.
Ладзаг с орнаментальными лентами часто включают поговорку, крылатую фразу и завершаются самыми разнообразными сюжетами: от фигурки пасущегося ослика до изображения черта и пьяницы.
В посохах с косой и змеей повторяются совершенно определенные сюжеты. Первые связаны с темой материнства, с изображением обнаженных женщин в навершии и детей на стволе посоха; вторые – с темой змееборства. В последних змея всегда символизирует зло, которое побеждает завершающий всю композицию в виде навершия герой в черкеске, бурке, с кинжалом на поясе, держащий под уздцы коня.
Но образ змеи в осетинском фольклоре дуалистичен. В древней культуре змея воплощала нижний ярус мироздания, связанный с землей и водой. В средневековом фольклоре произошла замена древнего традиционного образа христианским, трактующим змея как воплощение дьявольских сил. Но Сосланбек помнит первоначальный смысл этого образа и выводит его в станковой композиции «Баран и змея». Персонажи скульптуры воплощают древние символы плодородия, мужское и женское начала. Они представляют космогоническое единство двух противоположных элементов, обеспечивающих продолжение жизни.
Станковые произведения Сосланбека Едзиева — мир цельный и скульптурный в самом точном значении этого термина. Оптимально используется масса каменного блока или деревянного кряжа; при общей статичности композиции и собранности фигур в них всегда есть выразительное и естественное движение, так хорошо соответствующее внутреннему состоянию героя. В станковых скульптурах можно узнать сюжеты наверший посохов: сидящий пригорюнившийся крестьянин, герой с плетью, ружьем или инструментами скульптора в руках. Только в круглой скульптуре эти образы приобрели более конкретный характер, психологическую окраску, став в большинстве случаев портретами («Автопортрет», «Хаджимурат Дзарахохов»).

В 1942 году, в период оккупации фашистами села Синдзикау, Едзиев начал работу над одним из самых замечательных своих произведений — монументальной композицией «Чудо Георгия о змии». Мотив одоления героем дьявола в образе змея был выбран художником как аллегория будущей победы над фашизмом. По существу, «Святой Георгий» — уникальный и первый памятник победе в Великой Отечественной войне!
Интересно, что образ самого скульптора в период работы над монументом, его душевные переживания запечатлены в одном из автопортретов, выполненном в розовом граните (1943).
Сосланбек Едзиев и в области архитектуры реализовал себя как самобытный зодчий, построив за свою жизнь несколько домов. Вершиной творчества Сосланбека стал дом художника в Синдзикау, строительство которого завершилось в 1910 году. В барельефах второго этажа, между окнами изображена семья художника, например Сосланбек, обнимающий жену Гуму.