«Вдохновение». Выставка художника Татьяны Айларовой
Татьяна Сергеевна Айларова (13 июня 1941 г. Орджоникидзе). Заслуженный художник Республики Северная Осетия-Алания.
Окончила в 1964 году художественно-педагогическое отделение Северо-Осетинского художественного училища. С 1992 – член Союза художников России.
Татьяна Сергеевна для меня, и не только для меня, прежде всего – педагог. Мне приходилось писать рецензии на научные работы ее воспитанников, — тексты-описания своих композиций, выполненные к детским конкурсам.
Преподавать она начала в ДХШ во 2-й половине 60-х годов и во 2-й половине 70-х- в 80-е годы. Вела уроки декоративно-прикладного искусства.
Этот период был очень важен для формирования новой детской педагогики – и в плане подготовки новаторской программы (введение ДПИ с использованием национальной осетинской традиции, ремесел, приемов, например аппликации по мотивам бумажных вырезок). В школе в эти годы подобрался коллектив очень талантливых молодых преподавателей. Руководил экспериментом Н.В.Жуков и ему повезло, что в его подчинении оказались те самые практики, которые на своих занятиях создавали, пробовали, оттачивали методику преподавания, ориентированную на возрастную детскую психологию. А учителям повезло, что руководителем эксперимента был Жуков.
Есть два типа преподавателей в области изобразительного искусства: первый – особенно характерен для высшего учебного заведения — учит приемам художественного выражения, которыми владеет сам. Он как бы реализуется через своего ученика и неудивительно, что его воспитанники в течение многих лет потом создают очень похожие работы на произведения Мэтра. Этим отличались и детские художественные школы, которые работали или работают по классических программам, где знания, технические навыки нарастают от одной учебной ступени к следующей.
Новаторская программа по ИЗО ставила главной целью – творческое развитие ученика, раскрытие именно его способностей, пестование именно его природного дара. Поэтому и сегодня у нас выставки детского творчества поражают разнообразием авторских почерков, яркостью и эмоциональностью образов.
Татьяна Сергеевна относится ко второму варианту учителей. К тем, чья работа с детьми психологически и по времени очень затратна. Как правило, у преподавателей этого направления мало остается времени для собственного творчества.
Ее принципы отношения к занятиям сохранились и тогда, когда она перешла на работу в кружке Дворца пионеров. Она от детей и родителей требовала серьезного отношения к работе, не допускала возможности пропусков без причины. Ведь рисунок или аппликация требует несколько часов работы, несколько занятий, и детям нужно было не только радоваться чуду рождения композиции, но и учиться завершать ее.
Многие ученики Айларовой стали профессиональными художниками, можно привести в качестве примера Диану Бигаеву, Залину Хадарцеву, Азамата Кцоева, чтобы увидеть какими разными путями они развивались и какое признание получили сегодня.
Работа с детьми оказала влияние на творчество самой Татьяны Сергеевны. Она научилась у ребят тому, что суть художественного высказывания – не в подробностях изложения, не в выборе системы изображения, а в сохранении эмоционального переживания, в умении выплеснуть это переживание с помощью преувеличения силы цвета или пластической резкости мазка, композиционного сдвига, обобщения рисунка.
В 70-е годы, когда Таймураз Татариевич, муж Татьяны, учился в Московском институте имени В. И. Сурикова, она также жила в Москве. Я полагаю, несмотря на то, что она выполняла роль домохозяйки и супруги, это был период ее интеллектуального роста, время знакомства с музейными коллекциями и с современным искусством.
Кстати, это было время всеобщего увлечения искусством примитивистов (наивных художников), например, югославскими художниками из Загреба, особенно творчеством Ивана Генералича. Именно в этот период произошло и «открытие» Сосланбека Едзиева. Искусство, которое подобно детскому творчеству, раскрывалось спонтанно, словно и не было столетий, сформировавших классическую школу. Словно и не существовали институты, в которые можно было поступить, только представив отработанные приемы академического рисунка, письма, лепки.
К этому периоду отсылают нас картины «Мать сирот», «Семья», «Девочка и кошка». Особый период связан с обращением художницы к христианству. Для нашего поколения он был важен открытием истинного пути, жизненной цели. Но работы на христианскую тему — не копии икон, а личное прикосновение к вере, откровение в принятии праздников, покаяния, молитвы. Очень личное, строгое, аскетическое, по моему мнению – лучшая страница в творческих поисках Айларовой.
На выставке открытием для меня стал рисунок художника. Это замечательные рисунки-портреты, наброски, рисунки-символы.
Можно поздравить Татьяну Сергеевну с персональной выставкой, а зрителям пожелать знакомства с произведениями автора.
Заместитель директора художественного музея имени Махарбека Туганова, искусствовед Людмила Бязрова.