Ночь искусства. Ночь в картинах Константина Коровина (1861-1939)
«Ночь искусства» — звучит как-то не по-русски, в этом словосочетании обреченность, исчерпанность усилий, предел возможностей, смерть…
Давайте перефразируем эту бесплодную, негативную фразу на «Ночь в искусстве», ведь так много произведений в музыке, литературе, изобразительном искусстве посвящены этому особому состоянию природы и человека, погруженных в беззвучие и бесцветие мира, оставленного солнцем.
Ограничимся картинами Константина Коровина, художника рубежа 19-20 столетий. Его живопись, составляющая лучшую часть собрания русского искусства из фондов нашего музея, к сожалению, почти не известна зрителю. А ведь Константин Коровин – один из самых ярких представителей русского импрессионизма.
Он был учеником замечательных мастеров пленэра А. К. Саврасова и В. Д. Поленова, преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1875-1886). Год учился в Академии художеств. Участвовал в выставках объединения «Мир искусства», Союза русских художников.
Пейзажи нашего собрания (четыре из семи), исполнены в 1900-х годах, во время поездки во Францию, и относятся к серии под общим названием «Парижские огни». Константин Коровин нашел свою тему, необычную для французского импрессионизма – изображение жизни ночного города.
Для француза-импрессиониста, живопись которого строилась на световых эффектах, на зависимости цвета от освещения, не представлялось возможным обращение к ночи, лишающей природу ярких и подвижных цветовых нюансов. Коровин, работавший и как художник-декоратор над оформлением спектаклей, наблюдал эффект «включения» цвета в тех участках темного зала, куда направлялся свет прожектора. Ночные фонари, отражающиеся в окнах и лужах, так же способны «пробудить» яркие цвета и создать ощущение подвижного, пестрого городского пространства.
Общее же с французским пейзажем — фрагментарность композиции, отрывистый мазок, размытые контуры. Но темперамент русского художника сказался в повышенной интенсивности цвета, в стихийной импульсивности мазка, приподнятости эмоциональной окраски.
Интересно, что все произведения Коровина были приобретены в 1947 году во Владикавказе у В.В. Сафоновой, дочери художника-реставратора и коллекционера. В 2022 году запланирована выставка наиболее интересных произведений из коллекции Сафонова.
Л.В.Бязрова, искусствовед, заместитель директора по научной работе