Красота по-японски
«Красота по-японски» — так называется выставка из собрания ставропольского коллекционера Григория Юрьевича Акимченко, специализирующегося на японском искусстве.
Это уже вторая выставка, которую Акимченко предоставил зрителям нашего музея. Первая (2020 г.) познакомила с искусством Японии достаточно широко: буддийские свитки, разнообразие жанров и тематики в живописи и гравюре.
В новой экспозиции все внимание обращено к образу женщины, чьи красота, грация во второй половине ХVII – первой половине XIX века были запечатлены художниками в живописных портретах (на свитках) и в гравюре на дереве стиля «укиё-э».
Направление «укиё-э» (картины «плывущего мира») сформировалось на последнем этапе средневековой истории Японии – в период Токугава, как составная часть новой городской культуры, отражавшей вкусы третьего и четвертого сословия — ремесленников и купцов. Лишенные политических прав, они играли все большую роль в экономической и культурной жизни страны, самоутверждались в мире удовольствий и развлечений, в «веселых кварталах», населенных актерами, музыкантами, танцовщицами, гейшами. «Веселые кварталы» стали своеобразными центрами городской культуры, вокруг которых формировались и развивались новые жанры литературы, музыки, изобразительного и театрального искусства.
Гейши, куртизанки высокого ранга – ойран, носившие роскошные наряды, владевшие мастерством пения, танцев, поэзии, игры на сямисэне, служили моделями для художников, образцами для литераторов и драматургов. Эта эпоха – время знаменитых и великих японских художников, создавших цветную гравюру: Сузуки Харунобу, Китагава Утамаро, Итиюсай Куниёси, Кацусика Хокусай, Андо Хиросигэ.
На выставке интерес представляют образцы японской одежды, красота которых — в простоте формы и изысканном символизме орнамента.
Выставка экспонируется в залах второго этажа музея и продлится до конца апреля.
В дополнение к коллекции Г. Ю. Акимченко в соседнем зале, в витринах, развернута экспозиция изделий китайского и японского фарфора из собрания музея.