350 лет со дня рождения Петра Великого
300 лет назад Петр Первый принял титул императора, а Россия стала империей
Петровская реформа, при всех издержках, которые накладывали на нее характер эпохи и личность царя, решила национальные задачи, создав государственность, обеспечившую России двухсотлетнее существование в ряду главных европейских держав и создав одну из самых ярких культур в истории человеческой цивилизации (Ю. Лотман).
В художественном музее имени Махарбека Туганова хранится несколько произведений, связанных с эпохой Петра Великого. Все они поступили в наше собрание в первые два года формирования музейных фондов. Наиболее значимое — портрет Петра I, копия, выполненная неизвестным художником первой половины XIX со знаменитого портрета Луи Каравакка, находящегося в Риксмузеуме Амстердама. Привлекательность образа — в легкой манере письма, обратившей парадную презентацию императора в камерный этюд. Повседневный облик модели, приветливая улыбка, спокойный и внимательный взгляд Петра, малый размер холста — все это придает ему характер кабинетного портрета, подходящего для подарка близкой по родству душе (о последнем свидетельствует надпись на обороте холста).
Решительность, смелость, дерзость Петра проявлялись не только в сражениях, созидании нового государства, в строительстве северной столицы. В повседневной жизни он не чурался работы топором, управлением судном. В коллекции музея есть копия с картины Шарля Штейбена «Петр I спасает тонущих», выполненной неизвестным мастером в технике литографии. Такой героизированный, романтический образ императора мог возникнуть только в конце XVIII – XIX столетий.
Яков Фёдорович Долгоруков (1639 – 1720) – князь, боярин, сенатор.
Копия с портрета Шарля Лебрена, написанного в 1687 году.
Эпоха Петра Великого богата на незаурядных людей, выдающихся личностей. Таким был Яков Фёдорович Долгоруков, отличавшийся прямотой, независимостью суждений, честностью, преданностью царю.
Во время Северной войны попал в плен к шведам. Сумел захватить шхуну и вместе с другими соотечественниками бежать.
Если Долгоруков и служением государству, и своим внешним обликом представлял новую Россию, то Марфа Матвеевна Апраксина (1664-1713), невестка Петра, супруга царя Федора Алексеевича — пример традиционного, старого быта. Царицей Марфа Матвеевна была не долго: с 14 февраля по 17 апреля 1682 года, когда скончался Фёдор Алексеевич, оставив ее вдовой. Роскошное одеяние, расшитое речным жемчугом и золотыми позументами она сменила до конца своей жизни на черную вдовью одежду.
В музейном портрете Марфы Матвеевны, написанным в стиле парсуны, есть одна модная западная деталь – веер.
Гордостью нашего музея является портрет Петра III (1728 -1762) кисти одного из лучших живописцев XVIII века Федора Степановича Рокотова (1736 – 1809).
Внук Петра I, сын царевны Анны Петровны и герцога Карла Фридриха Гольштейн-Готторпского. В 1742 году он был вызван императрицей Елизаветой Петровной в Россию, крещен в православие. В 1745 году женат на принцессе Софии Августе Фредерике Ангальт-Цербстской, будущей Екатерине II.
В апреле 1762 года Рокотов подносит вступившему на престол Петру III его портрет. 28 июня того же года Петр был свергнут с престола. Его место заняла Екатерина II.
Наш портрет является предварительным этюдом для парадного изображения, находящегося в Русском музее Петербурга.
Самый необычный экспонат, связанный с именем Петра Великого — пленэрный этюд Игоря Эммануиловича Грабаря под названием «Пейзаж». С таким названием он поступил в коллекцию музея. Но из биографии Грабаря нам стало известно, что в 20-е годы он, живя в Москве, совершал прогулки и писал этюды на Белом озере возле села Косино (название этого села значится в документе поступления пейзажа).
Село же славилось тем, что Озеро, на берегах которого оно раскинулось, считалось святым, а в Успенской церкви находилась чудотворная икона Моденской (Косинской) Божией Матери. Икону привез из итальянского города Модена в 1717 году граф Борис Петрович Шереметьев, ему понравилось произведение художника 17 столетия. А в приходскую церковь икона была пожертвована самим императором Петром Великим. Что же связывало Петра с этим местом?
Петр I еще подростком стал создавать флот и морскую службу, сначала в Измайловском пруду и на реке Яуза. Когда здесь его судам стало тесно, он перенес флотилию на Белое озеро. А еще позже – на Переяславское озеро. Памятуя о первых двух водоемах, Петр не только любил посещать Измайлово и Косино, — Успенской церкви села пожертвовал Моденскую икону с изображением Богородицы в полный рост с младенцем Иисусом на левой руке.
Заместитель директора по научной работе Людмила Бязрова