СНЫ ЛЕТНИХ НОЧЕЙ

23 июля 2022, 01:45

В художественном музее имени Махарбека Туганова  с 14 июля открыта выставка «Сны летних ночей».  37 художников объединились вокруг темы жаркого времени года, чтобы  выстроить  экспозицию из различных взглядов на мир;  с помощью разных видов искусства, жанровых и стилистических предпочтений рассказать о своем субъективном  восприятии природы, психологии человеческих отношений.

Около двухсот произведений художников разных поколений – от «корифеев» осетинского искусства, Шалвы Бедоева, Магреза Келехсаева, до представительницы  выпуска 2010 года отделения изобразительного искусства факультета искусств  СОГУ имени К.Л. Хетагурова,  Анастасии Евграфовой, уже легко узнаваемой и любимой зрителями.

Среди живописной пестроты станковых композиций взгляд непроизвольно выбирает то, что либо напоминает знакомое в манере письма и предпочтении цветовой гаммы (Э. Цогоев — «Жаркий август»), верности приемам примитива (Ю. Абисалов), драматизированном сгущении тональности колорита (В. Пухаев — «Шахматная королева», «Шахматный конь»), либо останавливается на новациях известного автора, его находках новых приемов, неожиданных тем (В. Цагараев, А. Есенов,  А. Ахполов).

Нельзя обойти вниманием ни одну из скульптур. Юрий Кцоев,  Заур Дзанагов, Арсен Дзбоев — из числа мастеров, сложившихся в 80-90-е годы 20-го века; совместно с другими сверстниками участвовали в создании в скульптуре хорошо узнаваемого стиля именно осетинской школы. Ажурные композиции «Осень», «Натюрморт» Дзбоева, его «Вожди» и «Полет» — образы особого психологического настроя, которым зритель проникается почти неосознанно.

Оригинальная композиция Ю. Кцоева «Начало» посвящена аланскому православному воинству. Несмотря на дерзкий прием использования в фигурах воинов,  крепко стоящих на ногах, готовых конструкций – гнутых труб, группа ратников, осененная высоко поднятым крестом, воплощает бесстрашие, верность Крещению и ассоциируется  с первыми мучениками II столетия – отрядом Сухия Баракатра. Это произведение – дань 1100-летию Крещения Алании, которое будет праздноваться в сентябре текущего года.

Так что не только лету — времени года – посвящаются многие произведения выставки. В «Паломнике» Заура Дзанагова угадывается стиль и сам образ великого осетинского скульптора-примитивиста Сосланбека Едзиева, его скорбь по всем погибшим в войнах, Гражданской и двух Отечественных.

А четыре рисунка Юрия Побережного, посвященные Святому Георгию – не только прославление своего патрона – Ангела-Хранителя, но и дань предстающему празднику.

На выставке особое место отведено авторским куклам. Конечно, здесь в первую очередь  нужно отдать должное Земфире Дзиовой, как зачинательнице этого вида творчества. Последняя тема, которую она разрабатывает  – старики и старушки уходящего в прошлое Владикавказа. Среди работ ее учеников  особо узнаваемы куклы Тиминой Юлии, Азизовой Марины, Кандыбы Галины. Куклы Титовой Жанны – это психологические портреты пожилых интеллигентов, трогательные  своей рефлексией.

Куклы кабардинской художницы Имары Аккизовой заслуживают особого внимания.  Усиленный гротеск в движении детских фигур, почти человеческое выражение мордочек «Кота-доулиста» и «Зайца», и особая дизайнерская находка в формах «Ангелов», уже известных по предыдущей выставке.

Чтобы создать подобную экспозицию,  запоминающеюся картинами, рисунками, скульптурными произведениями,  не конкурируя друг с другом, но создавая варианты  философских, символических, живописных, пластических структур художественного  осмысления жизни, нужно, вероятно, пройти не единожды испытание совместной выставкой.