Преображение

22 сентября 2022, 12:40

20 сентября в художественном музее имени Махарбека Туганова открылась выставка «Преображение». В экспозиции представлены произведения известного российского скульптора Людмилы Караевой и ряд скульптурных композиций Сосланбека Едзиева. Выставка посвящена 1100-летию Крещения Алании, которое отмечается в этом году на государственном уровне.

Людмила Караева – современный художник, обладающий своим ясно выраженным стилем.

Обращение к человеку, как главному предмету вдохновения – вообще особенность скульптуры, как вида искусства. Для скульптора — женщины естественен интерес к женскому образу и стремление проникнуть в  душевное  состояние своей героини, чтобы воплотить, выразить  его в произведении через позу, жест, движение.

Выразительность пластики тела, его «язык», который можно сравнить с искусством танца в  балете, понятен зрителю, так как обращен к его личному физическому опыту. И то, что образы Людмилы Караевой имперсональны, в эстетике конструктивизма, к которому близок стиль скульптора, они становятся  обобщенными символами внутренней жизни ее персонажа.

Поиски формальные, связанные с конструкцией, физической структурой тела, стали основой для передачи эмоционального переживания женщины, которые уточняют и подсказывают названия скульптур: «Боль», «Грезы», «Грусть», «Интроверт», «Релакс».

Но гораздо важнее, что в становлении Людмилы Караевой как художника, в ее развитии отражены духовные поиски автора.

Идея выставки  — преображение художника, поиски выхода из мира, ограниченного физическим существованием,  в пространство духовное через веру, к Богу.

Собственно тема красоты обнаженного тела ведет к библейскому сюжету о создании Богом  первых людей, которые были совершенны, ибо созданы были по подобию Творца.

Особое место среди скульптур Людмилы  занимает «Ева». Она, до грехопадения,  прекрасна своей наивностью и чистотой, как красива бывает чистота юности. Вырезанная из дерева, Ева словно излучает  тепло его текстуры, богатой на бежево-коричневатые, охристые оттенки. Тело, лицо, густые волосы  в реалистической трактовке  — так как это конкретный персонаж с отсылкой к библейской истории человечества.

Важным началом, отсчетом духовных и профессиональных  поисков автора стало наследие  великого осетинского художника Сосланбека Едзиева. С его скульптурой Людмила познакомилась в детстве, в Синдзикау, где находился дом ее бабушки. В рельефах дома народного скульптора, в изображениях людей на цыртах старых деревенских кладбищах, а позже, в станковых произведениях Едзиева из собрания музея она увидела любовь, трогательное отношение автора  к своим героям. И еще, здесь — уникальные факты присутствия в  скульптурных композициях ангелов, Святого Георгия, креста с распятым Спасителем. Какую надо было иметь смелость, чтобы в советское время зримо исповедовать свою веру!

Мир ангелов, которые сопровождают человека в его земной жизни и помогают ему в преодолении страха смерти, привлек  Людмилу Караеву уже  в зрелом возрасте, в сложный, тяжелый период. Они стали для нее не только воплощением надежды и внутренней борьбы с отчаянием,  но подтолкнули к оригинальному решению самих фигур из цветной бумаги. Любовь к конструктивизму, умение видеть фигуру в пространстве,  помогли создать раскладные формы-открытки, объемные амулеты-символы. Трое из семи Архангельского чина: Михаил, Гавриил и Рафаил, обрели  форму и цвет, соответствующие  назначению каждого ангела (Победитель сатаны, Вестник Божий и Врачеватель).

Любовь к открытому цвету и контрастным цветовым соотношениям, которые Людмила не раз использовала в расцветке своих станковых скульптур, нашла воплощение  в символической маркировке Архангелов и в аппликациях, также посвященных теме небесного Воинства.

Материнство, которое Людмила  и сама имела счастье познать,  одна из важнейших ипостасей  женщины. Тем более, связанное с темой Богородицы,  стала главной последние годы в творческих  проектах  скульптора. Завершающий экспозицию зал, знакомит с одной из интереснейших идей автора: создание нового элемента свадебного ритуала, в котором клятва новобрачных в любви должна  происходить  в процессе подъема по лестнице, ведущей к Богородице. Одно из богословских  наименований Девы Марии – Лестница (Лествица) – символ совершенствования в движении по жизненному пути, восходящего движения.

Людмила Караева – человек сложный, богато одаренный разными способностями и фантастически трудолюбивый. Одно из ее последних свершений – уникальный сад, который она своими руками вырастила вокруг собственного дома-музея, дома-приюта для гостей, проявив дар ландшафтного дизайнера.

И еще – она социально активный человек, который живет  надеждой на реализацию своих проектов: лестницы Богородицы как ритуала, воспитывающего молодежь, Дома для симпозиумов молодых скульпторов в собственной усадьбе и в пространстве, созданном Сосланбеком Едзиевым, наследие которого катастрофически погибает, о чем свидетельствуют представленные в экспозиции фотографии.

По сути, Людмила Караева пытается воссоздать на земле Осетии-Алании Райский сад, утраченный грехами, совершенными  человечеством.

Поможем ей в этом!

Людмила Бязрова, искусствовед, заместитель директора по научной работе.

Справка

Людмила Караевачлен-корреспондент Российской Академии художеств (2011), народный художник республики Северная Осетия-Алания (2018),  скульптор.

Родилась в Северной Осетии, в селении Карман-Синдзикау.

1975-1981 – учеба в  Московском  государственном академическом художественном институте имени В.И. Сурикова.

После  окончания института живет в Москве.

1982 – начало выставочной  деятельности в СССР.

1990 – начало выставочной деятельности за рубежом.

2018 —  Золотая медаль Российской Академии художеств. 

Работы Людмилы Караевой экспонировались в Париже, Вене, Инсбруке и многих других городах. Произведения скульптора представлены в собраниях государственных музеев России и Европы, а также в собрании королевы Нидерландов и других частных зарубежных коллекциях.

 Десять лет назад Людмила Караева построила в родном селении Карман-Синдзикау дом и стала жить между Москвой и Северной Осетией.

Основные выставки:

1990 – персональная выставка в г. Берген (Нидерланды)

С 1991 года — постоянная экспозиция и сотрудничество с галереей «De Boer» (Амстердам. Нидерланды)

1993 — персональная выставка в «Galerie in der Sterngasse» в Вене (Австрия)

1998 – получение гранта в международном творческом конкурсе; персональная выставка в г. Инсбрук. (Австрия)

1999 – персональная выставка «Поверхность. Объем. Пространство» в муниципальной галерее «А-3» в  Москве (Россия), организованная  посольством королевства Нидерландов в Москве и фондом Казимира Малевича

2000 – приз «за современное искусство» («Prix» российского фонда Культуры г. Москва (Россия)

2007 — персональная выставка в Российской Академии художеств, г. Москва

2014 — персональная выставка «Реабилитация красоты». Художественный музей имени Махарбека Туганова, г. Владикавказ